Еще несколько дней назад по-летнему пригревало солнышко, а сегодня уже по-настоящему октябрь, осень.
Продолжаем изучать народный календарь вместе с проектом о русской идентичности «Светлица». На этот раз вы узнаете, в каком письменном источнике впервые упоминается месяц «октябрь», как его называли в Древней Руси и чем наши предки занимались в это время.
Об этимологии и истории «октября»
В современном названии месяца лежит старое латинское осtōbеr — восьмой, от octa — восемь. «Октябрь» пришел к нам из латыни через византийский греческий, где был ὀκτώβριος или ὀκτώβρις (октобрис). Греческое ις отпало, а -обр(ь) превратилось в -ябрь, как в сентябре и ноябре.
В старославянских или церковнославянских книжках он писался как октомврии, а практически в современном виде мы видим его уже в Новгородской первой летописи под 1052 годом в записи о смерти 4 октября новгородского князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого:
Прѣстависѧ Володимиръ сынъ Ярославль въ Новѣгородѣ месяца октѧбрѧ
Древнерусское название месяца и его народные характеристики
Пора золотой осени, лесов, одетых «в багрец и золото», наступила. Именно поэтому название листопад подходит к октябрю как никакое другое. Ни в каких других источниках, кроме церковнославянских богослужебных книг, мы этого названия для Древней Руси не встречаем:
Мц҃ь октѧбрь рекомыи листопадъ — Четвероевангелие 1144 года.
Интересно, что на севере России так иногда именовали сентябрь, а на юге — ноябрь.
В словаре Даля есть еще одно название октября – паздерник, причем это же значение у паздерника и в «Словаре Академии Российской». В Архангельской губернии паздерником назывался очень сильный северо-восточный ветер.
Październik — это и польское название октября. И, судя по всему, русский диалектный паздерник — заимствование из польского. Связано с осенними остатками даров природы, потому что образовано от paździerze — остатков льна и конопли.
В русских диалектах, в основном северных, паздера или паздерка — кора, снятая с дерева, верхний слой коры, обрезок лыка для приготовления лаптей, пучок льна. Паздерие, согласно «Словарю Академии Российской», — «стебли всяких хлебных растений, также и костерика, остающиеся после мятия льна, поскони и тому подобного».
В других славянских языках октябрь также имеет «природное» происхождение. Белорусский кастрычнiк — калькированный, то есть точный, перевод польского października. В основе белорусское кастрыца, по-русски костерика или костра́ — то, что остается после мятия и трепания льна.
В своем словаре Даль приводит также народные характеристики октября: зазимье, капустник, свадебник.
Октябрь — сытная и веселая пора. Урожай весь собран, частично обработан, размещен для хранения до самой весны. Пока не очень думается об экономии запасов еды, на столах — разносолы всякие, пироги, и одна из главных примет октября — пиво, его традиционно варят и пьют в этом месяце.
При этом октябрь не обделен хозяйственными работами: по большей части это труд в помещении — бабы занимаются обработкой льна и заготовкой капусты на зиму. Мужской работы явно поубавилось, хотя необходимо починить и убрать летний инвентарь, готовить сани, гнуть полозья и т.д. Начинается зазимье — пора подготовки к зиме.
Октябрь также не случайно называют свадебником. Именно в это время справлялось большинство свадеб, особенно с главного октябрьского праздника — Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября).
Главный праздник месяца — Покров Пресвятой Богородицы
В основе праздника Покрова лежит предание о явлении Богородицы в X в. во время осады Константинополя. Тогда местные собрались во Влахернском храме, где хранились риза и пояс Пресвятой Богородицы, на всенощную и молились о спасении. Святому юродивому Андрею и его ученику Епифанию явился образ Божией Матери. Ее покров и стал знамением о защите христиан от неприятелей. Надежды вскоре оправдались: вскоре враг отступил от города.
На Руси этот праздник закрепился при Андрее Боголюбском. При нем в 1165-м году был построен знаменитый храм Покрова на Нерли по случаю победы князя над булгарами. Ведь именно Царице Небесной он молился перед сражением. С тех пор многие победы русского воинства над иноземными захватчиками связывали с Ее святым заступничеством.
Покров день в народе считался одним из самых важных осенних праздников, связывавшихся с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.
Покров — первое зазимье, кроет землю, то листом, то снегом.
В это время наступала также пора свадеб. Девушки на выданье считали Покров своим праздником и молились Богородице о замужестве: «Покрой землю снежком, а меня, молоду, платком» — чтобы свахи их платком «окрутили», замуж выдали.
Девушки старались провести праздник в радости, убежденные, что «коли Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». В этот день они не работали, наряжались, пели о любви да о девичьей доле:
Покров-праздничек приходит,
Что-то нам он приготовит?
С другом милым ли венчанье,
С нелюбимым ли страданье?
Иль велит в девках остаться,
Замуж больше не собираться…
Такой нескучный портрет октября у нас получился. Еще больше информации о праздниках и традициях вы найдете в телеграм-канале медиа «Светлица», где ежедневно выходит рубрика «Народный календарь».