Кое-что из последнего

5 вопросов о советской школе

Автор: Михаил Свирин,

студент 3 курса ОП «История» НИУ ВШЭ,

стажер-исследователь Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий, НИУ ВШЭ


Сейчас все вспоминают советскую систему образования как одну из сильнейших и справедливых в истории российской школы. Так ли это на самом деле? Задаём популярные вопросы о советской школе и разбираемся, как учились родители, бабушки и дедушки нынешнего поколения Z. 

Источник: https://activityedu.ru/file_storage/download?entity=sxid8da7-80b5-49d2-9680-ba50052fbae3


Сколько лет учились в советской общеобразовательной школе?


Советская школа активно менялась, поэтому в разное время сроки и структура обучения в ней были разными.

К 1930 г. было введено всеобщее семилетнее образование. Успешное окончание «семилетки», как её тогда называли, давало учащемуся неполное среднее образование (аналог 9 классов в современной России). Для окончания полной средней школы нужно было также закончить 8-й, 9-й и 10-й классы.

В период «оттепели» на смену «семилетке» пришла «восьмилетка»: в 1958 г. был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью…», вводивший обязательное 8-летнее обучение. Затем, в 1977 г. новая Конституция СССР вводила всеобщее обязательное 10-летнее обучение, продлив «школьные годы» на 9-й и 10-й обязательные классы. Так, срок обучения в школе стремительно увеличивался.

Интересна история 11-го класса, который не сразу прижился в системе образования. Впервые он был введен в 1958 г. В последний, 11-й год обучения школьники активно привлекались к работе на производстве или в сельском хозяйстве. Считалось, что работа позволит школьникам применить свои знания на практике и определиться с будущей профессией. Однако рабочих мест для школьников не хватало, да и совмещать учебу с работой было непросто. В 1964 г. от 11-го класса отказались, признав опыт реформы неудачной.

Последние серьезные изменения в системе школьного образования были проведены в конце 1980-х гг. Тогда был вновь добавлен 11-й класс, а неполной средней школой стали 5−9 классы. Соответственно, обязательно нужно было закончить 9 классов, после чего выпускникам открывалась возможность поступления в ПТУ.

А правда, что обучение было раздельным?


В определенный период времени — да. Изначально советская власть была против раздельного обучения: с 1918 г. мальчики и девочки должны были учиться только совместно. Это мера была направлена против порядков Российской империи, где раздельное обучение было очень распространено. Совместное обучение должно было решить проблему неравенства в образовании.

Все изменилось накануне Великой Отечественной войны, когда вопрос раздельного обучения вновь стал актуальным. Как пишет историк А. В. Пыжиков, власть стремилась избавиться от «не всегда здоровых взаимоотношений, создающихся между мальчиками и девочками при совместном обучении». В 1943 г. раздельное обучение было введено в областных, краевых и столичных городах РСФСР и в Союзных республиках. Тогда же начали создаваться отдельные мужские и женские школы.

Школьный класс. 1952 г. (Личный архив Н. А. Беловой. С. 210 в книге "Повседневная жизнь учителей")

Раздельное обучение позволяло государству эффективнее проводить патриархальную гендерную политику: воспитывать мужчин как защитников и воинов, а девушек — как матерей. Как писал педагог В. Г. Бейлинсон, «в мужских школах господствовал культ физической силы, со всеми его повадками и скотскими нравами. А в женских — лицемерие, групповщина и склочничество с болезненно повышенной сексуальной озабоченностью и среди учителей». Несмотря на стремление власти избавить школу от эротики, отсутствие контактов между мальчиками и девочками лишь усиливало интерес к противоположному полу и обостряло его.

В 1954 г. от раздельного обучения отказались. Против него выступали многие родители и учителя, считая его небезосновательно вредным. После этого обучение в советской школе стало совместным.

Было ли школьное образование бесплатным?


Почти всегда — да. Но есть исключение: в 1940 г. была введена плата за обучение в старших (8, 9 и 10) классах. В Москве, Ленинграде и столичных городах советских республик стоимость обучения составляла 200 рублей в год. В остальных городах — 150 рублей. Для многих людей эти цифры были близки к их месячным зарплатам. Платное обучение не всем было по карману, поэтому увеличилось количество тех, кто принимал решение не заканчивать старшие классы.

В 1956 г. плата за обучение была отменена. Государство стремилось распространить всеобщее среднее образование, поэтому школа должна была стать доступной и вновь — бесплатной.

Могли ли бить детей в советских школах?


Советское законодательство всегда запрещало насилие в отношении учеников. Считалось, что физические наказания не соответствуют принципам коммунистической морали, а также разрушают психику ребенка. Тем не менее насилие в советской школе всё равно было.

В 1920-е гг., как бы парадоксально это ни звучало, в школах били скорее учителей. Дело в том, что после революции школьные правила были отменены, потому что ассоциировались с царизмом. Учителя потеряли всякий авторитет и утратили власть над классом. К 1930-м гг. советская школа погрузилась в хаос: учителя жаловались на то, что типичный урок сопровождался постоянным шумом, свистом, запуском самолетиков и произвольной ходьбой по классу. Чтобы лучше представить масштаб беспорядков, с которыми сталкивались учителя, я приведу несколько примеров из книги «Учителя эпохи сталинизма…» историка Е. Т. Юинга:

«В ленинградской школе учительницу во время урока привязали к стулу. Шестиклассники другой ленинградской школы просто разбирались с неугодными учителями: „Мы били их“. В Поволжье первоклассник угрожал учителю: „Ты не смей на меня жаловаться, а то я тебя финкой пырну в бок“. Других учителей шайки хулиганов угрожали избить за плохие оценки или просто за „неуважение“ к ним. В начале 1937 г. учитель-словесник Зоя Пешехонова вела урок в школе близ г. Калинина, в это время в класс вошел шестнадцатилетний Илья Агеенко и сказал: „Я пришел, чтобы рассчитаться с тобой“. Затем Агеенко поднял ружье и застрелил Пешехонову. Следователям юноша рассказал, что убил учительницу за плохие отметки, за то, что выгоняла из класса за дурное поведение, за то, что оставила его на второй год».

Вина за недопустимое поведение школьников была возложена на учителей. Их обвиняли в том, что они мало уделяют внимание воспитанию школьников. Поэтому, со второй половины 1930-х от педагогов стали требовать наведения железной дисциплины. При этом добиться строго порядка нужно было мягкими методами — например, с помощью беседы или выставления оценки за поведение.

Школьный класс. 1930-е гг. (Личный архив Н. А. Беловой. С. 206 в книге "Повседневная жизнь учителей")

На практике учителя добивались порядка как умели. В ход шли оскорбления, удары и унижения.


«В начале 1933 г. сельского учителя П. М. Макарова обвинили в «причинении физического вреда и оскорблении» за то, что он ударил одного ученика головой по доске, заставлял детей подолгу стоять на коленях перед классом, а одного мальчика поставил рядом с собой, бил его по голове и называл «полным идиотом»

— пишет Е. Т. Юинг. Судя по всему, подобные случаи не были редкостью.

В пост-сталинской школе насилия стало по-видимому меньше, но оно всё равно было. Например, в 1960—1970-х гг. достаточно распространенным явлением был запрет на выход в туалет, а также удары линейкой или указкой по рукам и иным частям тела.

Все вышеописанное, конечно, не значит, что каждый учащийся сталкивался с насилием и что все учителя были только «плохими». Единственный вывод, который здесь кажется очевидным — тогда насилия было явно больше, чем в современных российских школах.

Советские учителя были образованнее современных?


Точно нет. Например, в 1935 г. только 11% учителей имели высшее образование, 27% были с образованием ниже среднего. Высшее образование не было обязательным требованием для работы учителем в сталинское время.

Наиболее значительный рост квалификации советских учителей приходится на послевоенные 1940-е и 1950-е гг. В период «оттепели» подготовка квалифицированных учителей станет одной из приоритетных задач советского образования. Многие из педагогов, начавшие работать в 1950—1960-х гг., получали высшее образование уже имея за плечами несколько лет трудового стажа, полученного после окончания педагогического училища. К 1960 г. количество педагогов с высшим и средним специальным образованием в отдельных регионах достигнет 70%.

Группа учителей на отдыхе в Прибалтике. 1970-е гг. (Личный архив Н. А. Беловой. С. 218 в книге "Повседневная жизнь учителей")

Лишь в 1960—1980-е гг. наличие диплома о высшем образовании стало необходимым «пропуском» в профессию. К концу советской эпохи учителей с высшим образованием можно было легко встретить в начальных и средних классах школы, а не только в старших, как это преимущественно было до 1960-х гг.



Список использованных источников и литературы:
  1. Бейлинсон В. Г. Советское время в людях. М., 2008.
  2. Белова Н. А. Повседневная жизнь учителей. М., 2015.
  3. Келли К. «Школьный вальс»: повседневная жизнь советской школы в послесталинское время // Антропологический форум. 2004. № 1. С. 104−155.
  4. Лебина Н. Мужчина и женщина: тело, мода, культура. СССР — оттепель. М., 2018.
  5. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917−1973 гг. М., 1974.
  6. Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940−1980-е). М., 2015.
  7. Пыжиков А. В. Раздельное обучение в советской школе // Педагогика. 2004. № 5. С. 78−84.
  8. Реброва И., Чащухин А. Советский учитель-интеллигент: миссия просвещения // Профессии социального государства. М., 2013. С. 178−196.
  9. Юинг Е. Т. Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг. / пер. с англ. Д. А. Благова. М., 2011.



#социальнаяистория #онтологиядетства