Поиск предков

Нескучный портрет марта: чем наши предки занимались в первый месяц весны?

«История тебя» совместно с сетевым изданием о русской идентичности «Светлица» продолжает знакомить вас с народным календарем и делиться историями о том, как жили наши предки в течение года.

В прошлый раз мы узнали про просинец – февраль. Сегодня поговорим о марте и его основных праздниках с учетом нашего современного календаря. В нашей новой статье читайте, какие смыслы мы могли бы вкладывать в эти праздники в наши дни.

Сохраняйте календарь, чтобы не пропустить важные даты.
Сухий, березозол, пролетник, протальник, зимобор: почему в старину так называли март?

С принятием христианства на Руси отмечали Новый год в марте. До начала XV века он был первым месяцем года.

Именно в это время начиналось русское пролетие (ныне весна), то есть период, предвещающий лето. Народные прозвища месяца были разными.

На севере март назывался сухий, потому что осадков уже не так много, и земля просыхает. На юге — березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Март также называли пролетником – как первый месяц пролетия и протальником, так как под теплыми лучами солнца появляются проталинки — места, свободные от снега. Еще одно прозвище — зимобор, ведь «март зиму убивает, весну зачинает».

В марте у женщин возобновлялись ткацкие работы, так как день увеличивался, света прибавлялось, да и сильная половина без дела не сидела: мужчины точили соху, чинили борону — готовились к началу рабочего сезона, но были и исключения — праздничные дни.

В это время многие дни посвящали закликанию весны, а также отмечали Масленицу, которая в этом году пройдет в первой половине месяца.
Основные праздники в марте у наших предков
11 марта –17 марта: Масленица

Масленица – один из древнейших и истинно народных праздников, потому что его отмечали люди разных сословий и возрастов, горожане и сельские жители. Если сегодня основной его смысл заключается в подготовке к Великому посту, то раньше масленичные обряды (поминальные, брачно-семейные, земледельческие) были также направлены на получение богатого урожая в новом году. Поэтому участие в Масленице всегда считалось обязательным для всех сельских жителей. Девушки, например, старались закончить хозяйственные работы к этому времени, так как на масленичной неделе строго запрещалось заниматься прядением и ткачеством.

Накануне праздничной недели, в субботу, и во время Масленицы люди вспоминали своих умерших предков. К поминальному столу подавали блины (вообще блины в нашей традиции связаны с поминальными обрядами). В начале праздника их пекли зачастую из гречки, а в заключительные дни — из пшеничной муки.

Непременной составляющей празднования Масленицы были катания: с пригорков, с высоких берегов рек, на лошадях. Исследователи относят эти действия к земледельческим обрядам.

Считалось, кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, у того и лен будет больше. В народе говорили, что идут кататься «на долгий лен», поэтому выходили на горку всей деревней. Масленичные катания отличались особенной лихостью и необычностью предметов, на которых съезжали. Многие из них связаны с крестьянским трудом, пахотой и севом. Для масленичных катаний на лошадях выбирались самые большие сани, чтобы в них могло сесть много молодежи.
Леонид Иванович Соломаткин «Ну и Масленица!»
Главными персонажами масленичных гуляний в деревнях часто становились молодожены. Их старались повалить в снег и покатать по нему — по поверьям, это тоже способствовало будущему хорошему урожаю.

Такой же продуцирующей силой обладало и пение масленичных песен, особенно, если их исполняли молодые, только что вышедшие замуж женщины. Песни, звучавшие на протяжении всего праздника, исполнялись женщинами на улице, когда они собирались в центре села или шествовали по деревне. Особо отмечали пение песен на возвышенностях — снежных сугробах, пригорках, чтобы пение было слышно далеко, «голос раздавался» по всей округе.

На Масленицу особенно актуализировались родовые отношения. На неделе было принято ходить в гости ко всем родственникам, причем в дальние деревни начинали ездить уже с четверга, а в своем селе у родни гуляли в субботу и воскресенье. Просьба о прощении и была поводом для масленичных походов к родственникам, поэтому особое место среди недели занимало Прощеное воскресенье. В этом году оно состоится 17 марта в день Герасима Грачевника.
Лебедев К.В. «Прощеное воскресенье»
В последний день Масленицы окончание гулянья обязательно знаменовалось разжиганием костров: насаживали на шесты пуки соломы (не везде в деревнях делали чучело — но между тем сам ритуал сожжения существовал повсеместно), колеса, клали ненужные вещи и зажигали. Ритуальное возжигание огней в Масленицу было связано с особыми местами — возвышенностями, горками, полями. Жечь костры нужно было на том поле, где сеют лен.
Семен Кожин «Масленица. Проводы зимы. Россия XVII век»
Интересно, что в некоторых регионах зафиксированы воспоминания о ряженых, которые в этот день в вывороченных шубах катались по поселению, а в некоторых деревнях не было традиции сжигать чучело, которая сегодня считается непременным атрибутом праздника.

В связи с церковным запретом на мясную пищу в этот период было принято употреблять рыбные блюда, пироги, молочные продукты, например, сыр и масло. Сыром называли творог, заготавливавшийся с лета. Хозяйки готовили сырницу («масленцу») — запекали в печи сыр с маслом, в сырницу макали блины. Варили также кисели: гороховый с льняным маслом, овсяный, клюквенный, готовили солодуху — жидкую кашу из пророщенной ржи и, конечно, блины.

17 марта: Герасим Грачевник (и Прощеное воскресенье)

День памяти преподобного Герасима, первого Вологодского чудотворца, называли в народе Герасимом Грачевником. Дело в том, что как раз в это время прилетали грачи – главные предвестники приближения весны.
Алексей Саврасов «Грачи прилетели!»
Считали, что перелетные птицы приносят на своих крыльях тепло и весеннюю погоду, поэтому повсеместно в деревнях в течение месяца на разные праздники проводили обряды закликания весны. Например, 22 марта (на Сороки) или 7 апреля (на Благовещение), когда выпекали печенье в виде жаворонков и куликов. На Герасима же пекли печенье из кислого ржаного теста – «грачиков» на каждого члена семьи. С печеньем дети выходили на горки и пением закличек зазывали весну.

18 марта: Чистый понедельник

После Широкой Масленицы в период говения душа человека оттаивала, отмякала, уходила от суеты. С нетерпением все жда ли новый великий праздник — Пасху.

C этого дня крестьяне надевали скромную одежду, прекращали посиделки и гулянья с песнями и музыкой, не устраивали свадьбы и шумные застолья, вводили строгие ограничения в пище. В Чистый понедельник соблюдали строгий пост: старались ограничиться только редькой, капустой и квасом с тертым хреном. В Чистый понедельник также было принято мыться в бане для очищения души и тела.
Василий Перов «Чистый понедельник»
22 марта: Сóроки, День памяти сорока мучеников Севастийских

На протяжении нескольких недель марта в деревнях совершались обряды закликания или встречи весны. Наиболее активно они проходили в день памяти сорока Севастийских мучеников — 22 марта.

В народе праздник называли: Сóроки, Сорок сороков, Жаворонки. Считается, что в этот день зима заканчивается, а весна начинается — прилетают сорок птиц, которые приносят на своих крыльях весну. Жаворонки также символизировали летящие к Богу души святых мучеников, пострадавших за Христа. В этот день задумывались о самопожертвовании и нетерпимости к предательству. Именно так, как проявили себя сорок Севастийских мучеников.
Источник: foma.ru
В деревнях хозяйки пекли из теста фигурки жаворонков. Несколько штук нанизывали на прутья и раздавали детям. Ребятишки несли подарки на самую высокую горку и там громко выкрикивали различные стишки, призывающие весну. По окончании праздника булочки полагалось съесть, но несколько птушек оставляли как залог здоровья, благополучия и затем использовали в различных обрядах.

Еще больше информации на каждый день о народных праздниках можете узнать в телеграм-канале «Светлица» — там ежедневно выходит рубрика «Один день лета».
Алексей Степанов «Катание на Масленицу»
#чтодальше