Фотография ч/б раскрашенная. Женщина в народном костюме Нижегородской губ. Конец XIX — начало XX в.
Слово «кокошник» у большинства на слуху с детства и вызывает теплые воспоминания о новогодних елках в детском садике. Он ассоциируется с красотой и самобытностью, однако мало кто видел не стилизованные, а аутентичные образцы этого головного убора.
Вместе с изданием о русской идентичности «Светлица» погрузились в родную культуру и узнали факты о самом известном русском головном уборе.
Факт 1. Доподлинно неизвестно, когда и где изобрели кокошник, и как он выглядел на Руси до XVII в.
Одни из первых четких и достоверных изображений средневекового кокошника известны по иллюстрациям к книге «Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга» 1661 года. Сегодняшние представления о кокошниках в основном основаны на музейных экспонатах, относящихся к XVIII — XIX вв.
Слово «кокошник» у большинства на слуху с детства и вызывает теплые воспоминания о новогодних елках в детском садике. Он ассоциируется с красотой и самобытностью, однако мало кто видел не стилизованные, а аутентичные образцы этого головного убора.
Вместе с изданием о русской идентичности «Светлица» погрузились в родную культуру и узнали факты о самом известном русском головном уборе.
Факт 1. Доподлинно неизвестно, когда и где изобрели кокошник, и как он выглядел на Руси до XVII в.
Одни из первых четких и достоверных изображений средневекового кокошника известны по иллюстрациям к книге «Путешествие в Московию барона Августина Мейерберга» 1661 года. Сегодняшние представления о кокошниках в основном основаны на музейных экспонатах, относящихся к XVIII — XIX вв.
Рисунок из альбома к путешествию по России римско-императорского посланника барона Мейерберга в 1661 и 1662 годах, представляющие виды, народные обычаи, одеяния, портреты и т. п.
Факт 2. Кокошник носили и знатные дамы и крестьянки
В допетровской Руси кокошник бытовал во всех сословиях. В XVIII в. Петр I запретил аристократии носить традиционный костюм и ввел европейскую моду. С этого момента кокошник носили только в купеческой, мещанской и крестьянской средах. В XIX — начале XX вв. кокошник, как символ народного костюма, стал частью придворного платья в русском стиле.
Факт 3. Кокошник — головной убор замужней женщины
Кокошники встречаются разных видов, но их объединяет одно — они покрывают голову так, чтобы спрятать волосы. Раньше в браке считалось позорным и неприличным ходить «простоволосой» и привлекать к себе внимание других мужчин. А для незамужних женщин ходить с непокрытой головой было нормой, ведь волосы считались одним из главных критериев красоты. Девушки носили венцы, обручи, ленты, повязки, которые волос не закрывали.
Факт 4. Кокошник — праздничный элемент народного костюма
В старину головной убор был самым нарядным предметом женского костюма. Он мог многое рассказать о своей владелице: о ее возрасте, семейном и социальном положении. Зачастую он являлся кульминацией всего образа, дополняющей и связывающей весь традиционный наряд.
Во многих регионах женщина надевала впервые кокошник во время свадьбы. После замужества кокошники носили на праздники и гулянья. Надев кокошник, женщины хотели произвести впечатление на окружающих, показать свой социальный статус и семейное положение.
Однако остались свидетельства того, что в Псковской губернии купчихи носили кокошник даже во время домашних хлопот.
Факт 5. Многообразие видов кокошника
Кокошник — обычно шапочкообразный головной убор с твердым возвышением в передней части, который носили от севера до юга России. Как традиционная одежда отличается от региона ее бытования, так и кокошник мог быть совершенно разным по форме. В разных местах сложились свои особенности головного убора: кокошник цилиндрической формы, цилиндр с поднизью из пяти жестких воланов, кика, лунники в виде перевернутого полумесяца, кокошник треугольной формы и другие.
Факт 6. Кокошник — дорогой элемент традиционного русского костюма
Кокошники носили разные слои населения, однако далеко не у всех была возможность его приобрести. Зачастую женщины не могли себе сами сшить кокошник, так как работа требовала особых навыков. Изготовление уборов заказывали у частных мастериц, в артелях или мастерских при монастырях. На создание крупного кокошника у них могло уйти 6 месяцев.
Кокошники в XIX в. стоили в среднем 3-4 тыс. руб. Для сравнения простую крестьянскую избу можно было построить за 200 руб. На стоимость кокошника влияли материалы: на камнях зачастую не экономили и использовали жемчуг, бархат, шелковый сатин или парчу, драгоценные камни, горные минералы, кристаллы и самоцветы. Из-за их ценности кокошники хранились как семейные реликвии и передавались по наследству.
Факт 7. Стереотип о кокошнике в XXI в.
Слово «кокошник» у большинства на слуху с детства и вызывает теплые воспоминания о новогодних елках в детском садике или начальной школе. Он ассоциируется с красотой и самобытностью, однако мало кто видел не стилизованные, а аутентичные образцы этого головного убора.
Сегодня в нашем обществе кокошники носят не только замужние женщины, а современные бренды называют кокошником венцы, венки, ободки, которые оставляют волосы открытыми. При этом экспертное сообщество ревностно относится к современному толкованию кокошника, но стереотип живет и процветает.
К кому присоединиться — вопрос отчасти философский, но знать свои корни и практическое значение этого головного убора, которое не просто связано с красотой, думаем, стоит. А вы знали, как выглядит настоящий кокошник?
Фотография ч/б раскрашенная. Женщина в народном костюме Нижегородской губ. Конец XIX — начало XX в.
Больше информации о нашей подлинной культуре — в канале Светлица. Здесь также найдете каталог современных брендов, которые бережно переосмысляют наш культурный код, а еще афишу мероприятий про русские традиции и историю.